Врач‑нарколог из Щелкова о симптомах алкоголизма, лечении и реабилитации
Алкоголизм – тяжелое заболевание, которое разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Многие не осознают, что нуждаются в помощи специалистов. Другие считают, что им уже ничего не поможет. О шансах побороть коварный недуг рассказал заведующий филиалом № 5 ГБУЗ МО «Московский областной клинический наркологический диспансер» Вячеслав Карабулькин.
«В основном проблемы у людей схожи»: тренер о методах лечебной физкультуры>>
– Вячеслав Николаевич, какова ситуация с алкоголизмом в Щелкове?
– Ситуация в городском округе стабильная: не наблюдается ни взлета, ни резкого падения количества зарегистрированных случаев алкогольной зависимости. Из года в год, как и в среднем по Московской области, фиксируется плавное снижение числа людей с диагностированным алкоголизмом.
На начало 2021 года на диспансерном наблюдении состояло 2432 человека, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе 440 женщин.
Если взять алкогольные психозы как наиболее тяжелую форму, то почти 21 % – это люди от 20 до 39 лет, а наибольшую группу составляют люди от 40 до 59 лет – 66 %. Очевидно, должен быть определенный «стаж» алкоголизма, чтобы развился психоз. Лица от 60 лет составляют чуть более 15 %.
Что касается синдрома зависимости от алкоголя, то цифры более ровные: по 31 % в возрастных группах «от 20 до 39 лет» и «старше 60 лет», 37,9 % в возрастной группе «от 40 до 59 лет».
Я более 20 лет работаю в диспансере и могу сказать: за это время произошло существенное снижение количества людей, страдающих алкоголизмом. Здесь работает несколько факторов и, безусловно, значимую роль играет антиалкогольная политика.
«Я был как в секте»: рассказ жителя Щелкова о психологическом рабстве>>
– Каковы признаки алкоголизма?
– Потеря количественного контроля, когда человек не может остановиться, – это один из основных симптомов того, что зависимость уже сформирована. При первой стадии переносимость алкоголя растет, дозы увеличиваются: раньше «хватало» 150 граммов, затем 200-300 граммов, а потом уже и пол-литра мало.
Опохмеление – это уже вторая стадия. Однако нужно понимать разницу. Есть постинтоксикационное состояние, которое может возникнуть у любого здорового человека, не страдающего алкоголизмом. Например, кто-то намешал разного алкоголя, не рассчитал свои силы и выпил больше, чем переносит организм. На следующий день плохое самочувствие, но опохмеление не помогает – просто нужно «переболеть», отдохнуть, пить побольше жидкости.
А у алкоголиков появляется абстинентный синдром – синдром отмены. Характерные физиологические нарушения: дрожь в теле, отсутствие аппетита, тошнота и рвота, бессонница. И поможет только очередной прием спиртного. Либо специальные медикаменты, выписанные врачом-наркологом.
На третьей стадии начинают отказывать внутренние органы. Возникают цирроз печени, алкогольная кардиомиопатия, полинейропатия. Человек уже физически не может переносить большие дозы алкоголя и переходит на «более легкие» напитки – например, на портвейн или крепкое пиво.
– Бывают ли галлюцинации от алкоголя?
– Да. Галлюцинации появляются на второй стадии, когда уже сформирован абстинентный синдром. Чаще всего они возникают после того, как человек злоупотреблял несколько дней, был в запое, а потом резко прекратил пить. На вторые-третьи сутки, чаще в вечернее и ночное время, появляются слуховые или зрительные галлюцинации.
Галлюцинации могут быть самые разные. Но сейчас чертей видят редко – такое наблюдалось раньше, когда массово верили в нечистую силу.
Бывают развернутые и длительные психозы. Например, с погонями и перестрелками – как выдуманными, так и реальными. Одному пациенту стало казаться, что к нему в дверь ломятся. Он схватил травматический пистолет, выбежал на лестничную клетку и стал отстреливаться. Но по факту он просто бегал по лестнице в панике и хаотично стрелял, пока его не забрала полиция.
Однажды скорая помощь привезла человека, который чувствовал во рту какую-то проволоку и расковырял все зубы ножницами, пытаясь ее достать. Иногда встречаются похожие случаи: в середине лета было несколько пациентов, у которых «снегопад начался».
Новый исследовательский центр в Щелкове: как проверяют качество соков>>
– Многие считают, что алкоголик не может бросить пить…
– Может. Причем не только с помощью врачей-наркологов. Бывает, человек злоупотреблял, но потом бросил, так как пришел к выводу, что алкоголь мешает жить. Либо возникли проблемы со здоровьем, в семье, на работе, а чаще всего комплексно.
Нельзя говорить, что пьющий человек – пропащий. Это абсолютно не так. Есть примеры того, как люди, почти полностью потерявшие социальную адаптацию, все же возвращались к нормальной жизни. Это, конечно, нелегко, но возможно – при желании и помощи со стороны близких, окружающих и специалистов.
– Насколько необходима помощь специалиста?
– Большинству необходима. Далеко не все могут справиться сами. Многие каждый день дают себе и окружающим обещание бросить пить, но не получается – тяга к спиртному сильнее, в этом и коварство данного недуга. Поэтому важно обращаться к специалистам, и лучше своевременно.
Когда человек приходит к наркологу, главная задача – правильно его замотивировать. Объяснить, что лечение нужно в первую очередь ему самому. Когда человек понимает, что он действительно болен и ему нужна помощь, это уже большой шаг на пути к трезвости.
– Но ведь не все обращаются к врачам?
– К сожалению, это так. Есть понятие «анозогнозия» – отсутствие осознания свой болезни. Часто алкоголик не осознает проблему, ему кажется, что окружающие просто придираются к нему. Ему говорят, что пора завязывать со спиртным, а он отвечает, что «пьет, как и все». Это является основной проблемой.
Подчеркиваю: сейчас ни на какой «учет» мы никого не ставим.
Некоторые боятся обращаться к врачам. Подчеркиваю: сейчас ни на какой «учет» мы никого не ставим. Это называется «диспансерное наблюдение», так как наша первостепенная задача – помочь вернуть человека к здоровой жизни. Есть врачебная тайна, мы не разглашаем сведения о пациентах. Например, если обращается работодатель, то мы не сообщаем, наблюдался ли у нас человек, а просто отвечаем, что он может работать в такой-то должности. Полную информацию даем только по запросу правоохранительных органов.
Лечение добровольное. Принудительное назначает суд только в исключительных случаях. А так человек приходит сам либо его приводят родственники. В любом случае пациент должен дать согласие на лечение.
Выезд по тревоге с Росгвардией: репортаж корреспондента «РИАМО в Щелкове»>>
– Как проходит лечение?
– Смотря в какой фазе находится человек. В остром состоянии, когда он в запое и сам не может остановиться, нужна детоксикация в стационаре. Нужно вывести из острого состояния, а затем купировать остаточный абстинентный синдром, который неизбежно развивается у алкоголиков.
Курс детоксикации длится от нескольких дней до двух недель в зависимости от тяжести состояния. Реабилитационная программа – порядка 30-40 дней в стационаре. Дальше пациенты наблюдаются у нас.
Обязательно проводим общеукрепляющую терапию, восстанавливающее лечение. Иногда назначаем особые препараты, которые несовместимы с алкоголем – это помощь на время, чтобы человек не сорвался.
У нас есть медицинские психологи, которые проводят психодиагностику, поскольку универсальной схемы лечения нет – все индивидуально. Также даем профессиональные рекомендации, как оставаться трезвым и как адаптироваться в обществе. Реабилитационная программа рассчитана на длительный срок.
– Полное выздоровление возможно?
– Выздоровление в данном случае – термин условный. Алкоголизм – хроническое заболевание, поэтому пациент должен соблюдать режим абсолютной трезвости всю жизнь. В противном случае возможен рецидив, даже спустя много лет после длительной ремиссии. Зато ремиссия может быть пожизненной – человек будет практически здоров.
За 2020 год мы взяли под диспансерное наблюдение 27 человек с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя» и сняли с наблюдения 26 пациентов в связи со стойкой терапевтической ремиссией не менее двух лет. То есть у них восстановилось здоровье и долго не было срывов.
Еще существует так называемая спонтанная ремиссия, когда человек самостоятельно бросает пить и действительно больше не употребляет спиртные напитки. Но такое бывает редко. Чаще все-таки наблюдается терапевтическая ремиссия – после лечения у специалистов.
– Что делать, чтобы не сорваться?
– У человека обязательно должно быть осознание своей болезни и понимание того, что алкоголик уже никогда не сможет умеренно выпивать, как иногда выпивают здоровые люди. Поэтому нужно соблюдать режим абсолютной трезвости.
Если человек чувствует усиление влечения к алкоголю, нужно переключиться, обратиться к психологу, пройти тренинги. У некоторых людей появляются навязчивые мысли о спиртном, им снятся «алкогольные сны». Если совсем тяжело, следует посоветоваться с врачом-наркологом. Он назначит короткий курс терапии, которая поможет справиться.
В основном тяга к алкоголю – явление психическое, но порой она развивается и на физиологическом уровне. Существует понятие «сухая абстиненция», когда человек, длительное время не употреблявший спиртное, страдает от абстинентного синдрома. В таком случае необходимо идти к наркологу.
– Куда лучше обратиться за помощью?
– Ведущее областное учреждение наркологического профиля – это наш ГБУЗ МО «Московский областной клинический наркологический диспансер». Также существуют другие лечебные и реабилитационные центры – как частные, так и государственные.
Чтобы не попасть в сомнительное учреждение, рекомендую изучить реестр реабилитационных центров, опубликованный на сайте главного управления региональной безопасности Московской области. Стоит обращаться в них, поскольку они проверенные и надежные.
* редакция «РИАМО в Щелкове» напоминает: употребление алкоголя вредит здоровью и представляет опасность для жизни