Имам мечети в Щелкове: «И мусульмане, и православные тянутся к духовности»
В Щелкове действует первая построенная в Подмосковье мечеть. О ее строительстве, работе воскресной школы, вопросах духовности и личном приходе к вере порталу «РИАМО в Щелкове» рассказал имам-хатыб Руслан-хазрат Новиков.
Итоги 2020 года: что сделано в городском округе Щелково>>
– Руслан Викторович, расскажите о мусульманской общине в Щелкове.
– Татары начали массово переселяться в Щелково примерно в 1920-х годах. Большая часть приезжала из Нижегородской области и Татарстана. В основном они работали на доломитовых карьерах, что достаточно тяжелый труд.
Расселялись татары в районе поселков Хотово и Рудоуправления, которые сейчас входят в территорию городского округа. Они в определенной степени причастны к строительству и развитию Щелкова в промышленном плане.
До 2000-х годов основной костяк мусульманской общины составляли татары. Затем начали приезжать люди из Средней Азии и республик бывшего СССР. На сегодняшний день также много выходцев из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.
Я всегда говорил, что многогранность – это одна из прекраснейших сторон России. В Коране говорится, что нас создали разными народами и племенами, чтобы мы дополняли друг друга. В нашей стране все люди важны и нужны, и это прекрасно.
– В Щелкове была построена одна из первых мечетей в Подмосковье...
– Не одна из первых, а первая построенная в Подмосковье мечеть. С нами по этому поводу спорит Орехово-Зуево: там гораздо раньше заложили первый камень. Но в Щелкове раньше построили, и это бесспорно. Кроме того, что касается внутреннего убранства, наша мечеть – одна из самых красивых в Московской области.
Наша мечеть была заложена в 1999 году, а открытие состоялось 7 марта 2001 года. Ее построили за рекордные полтора года. Большой вклад в это внес тогдашний глава Щелковского района Леонид Твердохдебов. На открытии присутствовал муфтий шейх Равиль Гайнутдин – основатель Духовного управления мусульман РФ.
Строительство мечети стало важным событием. Мечеть, как и храм, – это в первую очередь духовное наставление, духовное воспитание, чтобы человек верил в самое хорошее и доброе, чтобы понимал, как надо жить. Наша мечеть – это нравственный ориентир. Мы стараемся донести до людей коренной ислам, учить добру и любви, что очень важно в современном мире.
Начальник отдела Росстата в Щелкове о предстоящей переписи населения>>
– Много ли людей приходит в мечеть на праздники?
– Да, особенно на два самых крупных праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Естественно, мечеть для верующих является центром притяжения. Мы всегда говорим: старайтесь приезжать по месту жительства, потому что на праздники Московская соборная мечеть перегружена – на проспекте Мира собирается больше 100 тысяч человек!
На праздники к нам меньше 10 тысяч никогда не приходит, а бывает и больше. Это из-за того, что мест для проведения молитв не хватает. В Московской области не так много мечетей: они расположены в Щелкове, Ногинске, Орехове-Зуеве, Старой Купавне, Солнечногорске, Звенигороде.
– Современные люди тянутся к религии?
– Да, однозначно. Не только к исламу, но и к православию. У меня хорошие отношения с благочинным Щелковских церквей протоиереем Андреем Ковальчуком. И мы оба заметили, что и мусульмане, и православные тянутся к духовности. В современных реалиях много аморального, а религия дает надежную опору. Так, молодые люди сейчас стараются приводить детей в воскресные школы – в православную, в исламскую.
Людей надо воспитывать в духовном ключе с самого малого возраста. Вспомним слова второго праведного халифа: когда пришел человек и спросил, когда начинать воспитывать ребенка, которому годик от роду, халиф ответил, что тот уже опоздал на один год и девять месяцев. Начинайте воспитывать ребенка, когда вы его еще только планируете, потому что воспитание – это переосмысление самого себя.
«Обеспечение жильем молодых семей»: как стать участником программы в Щелкове>>
– Расскажите про исламскую воскресную школу.
– Занятия проходят в мечети. В этом году, конечно, занятия временно приостановили из-за пандемии – безопасность прежде всего!
Обычно в воскресную школу принимают с пяти лет, а верхней границы нет. Наша младшая группа – с 5 до 7 лет, вторая – с 7 до 9-10 лет. У нас две-три детские группы и столько же взрослых.
Обучаем основам ислама, основам нравственности – так называемый ахляк, а также истории пророков и арабскому языку, чтобы читать Коран в оригинале. До пандемии в 2019 году у нас обучалось около 70 детей.
– А как вы сами пришли к религии и стали имамом?
– У меня смешанная семья – мама татарка и мусульманка, а отец русский и православный. Они познакомились в Щелкове на шелкоткацкой фабрике. Мама в 17 лет после окончания школы переехала сюда работать.
У родителей, да и вообще в семье, никогда не было конфликтов по поводу религии. Когда я учился в исламском университете, моя бабушка с папиной стороны – тоже православная – помогала мне в разных аспектах и материально поддерживала меня.
Иногда я задавал отцу вопрос: «Пап, как ты смотришь на то, что я выбрал другую религию и стал имамом?» Он отвечал, что гордится мной, так как я всегда помогаю семье и людям. С православными родственниками у меня прекрасные отношения.
Это пример того, как можно жить в гармонии. Зачастую представители разных религий тянут одеяло на себя, а у меня вот такой положительный жизненный пример. На мой взгляд, это правильно. Всем нужно жить в мире и согласии.
Вероятно, поэтому у меня с детства была тяга к религии. Я ходил в исламскую воскресную школу в Москве. Помню, как каждое воскресенье мама брала нас с сестрой, мы садились в электричку и ехали. Проводили там почти весь день.
Потом я четыре года отучился в бывшем ПТУ № 38 – теперь это Щелковский колледж – на слесаря по ремонту и эксплуатации газового оборудования. Поступал в институт нефти и газа имени И. М. Губкина на геологоразведку, но мне предложили пойти в исламский университет. И я согласился.
Президент Щелковской ТПП – о работе антикризисного штаба в пандемию и помощи бизнесу>>
– Не жалеете, что не стали геологоразведчиком?
– Нет. Я всегда говорю, что работа должна приносить радость и удовольствие. Многие встают по утрам уже недовольные из-за нелюбимой работы, из-за того, что приходится идти туда и делать то, что не хочешь и не любишь.
Я работаю семь дней в неделю независимо от выходных, погодных условий и прочих факторов. Ко мне приходят люди, которые нуждаются в помощи, поддержке. Помогать – это мое призвание, и я стопроцентно посвящаю себя ему.
Мы постоянно оказываем помощь нуждающимся. Как пример, периодически развозим продукты, причем делаем это не только в период пандемии, а всегда. Это и помощь в лечении больных, и помощь родственникам умерших.
Конечно, иногда тяжело. Но если бы все было легко, то было бы неинтересно. Любая должность – это большая ответственность и постоянное развитие.
Имам – это не тот, кто просто сидит в мечети. Он должен быть готов в любой момент прийти людям на помощь в трудной ситуации, какой бы она ни была. Жизнь кипит и ставит новые задачи!