Один день в эпохе викингов: как реконструкторы в Щелкове воссоздают историю
В реалиях современной жизни, с ее динамикой и высокотехнологичными системами и оборудованием, сложно представить, что когда-то наши предки ткали, пряли, делали кухонную утварь и оружие вручную. Историческая реконструкция по крупицам восстанавливает быт прошедших эпох. Корреспондент «РИАМО в Щелкове» побывал в реконструкторском клубе «Ульфдалир» и на себе ощутил, что такое смена эпох и насколько тяжело работать с оружием образца IX–XI веков.
Щелковский историко‑краеведческий музей: визитная карточка города>>
Историческая реконструкция
Год от года историческая реконструкция становится все более популярной в России, а экипировка участников – более качественной и достоверной. Историческая реконструкция – это огромная среда единомышленников, интересующихся историей, археологией, искусством. Причем в этой среде множество представителей технических профессий, которым так же присуща любовь к истории.
В целом людям, увлекающимся реконструкцией, интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей, сделанных из материалов, которые были доступны в выбранную эпоху. Достоверность элементов костюма, оружия должна быть подтверждена археологическими, изобразительными, письменными и другими источниками.
Техника владения оружием, применение строевой тактики, походный лагерь и даже еда, которую готовят на стоянке, – все должно максимально соответствовать эпохе и иметь свои источники.
Музей военной формы в Щелкове: треуголка Петра III и лошадь Ворошилова>>
Знакомство с клубом
Когда я в первый раз попал в помещение клуба, сразу же стало понятно, что участники клуба – люди, по-настоящему увлеченные своим делом. Повсюду аккуратно разложено оружие, шлемы, элементы доспехов и костюмов. Арсенал достаточно внушительный.
Меня встретил руководитель клуба исторической реконструкции «Ульфдалир» Александр Кушталь.
«Наш клуб реконструирует эпоху крещения Руси, которая также известна как эпоха викингов. Это IX–XI века. Для нас этот век является некой точкой отсчета для истории нашей страны, для истории Руси.
Крещение, эпоха князя Владимира – это некая отправная точка для нашей страны не как для раздробленных племен, вятичей, кривичей, полян, древлян, а как для государства. Также эта эпоха нас привлекает неким средневековым романтизмом.
В этот период произошло огромное количество открытий. Народы, которые перенимали культуру друг у друга, важные политические события, все это укладывается в рамки IX–XI веков», – рассказал Александр.
В клубе все аутентично.
Реконструкторы стараются придерживаться исторической достоверности во всем, будь то одежда, снаряжение, оружие, еда.
«География источников, из которых мы черпаем информацию, разнообразная. Это письменные и изобразительные источники, перевод источников зарубежных авторов, есть многочисленные экспозиции музеев. И есть еще некий элемент этнографии, хоть он по веку нам не подходит, но понять прогресс от IX века до XVIII мы можем и по этнографии», – поделился Александр.
Клуб «Ульфдалир» существует с 2004 года. В нем порядка 15 активных участников, которые регулярно посещают тренировки и ездят на реконструкторские фестивали и турниры, проходящие как в России, так и за рубежом. Большинство участников из Щелкова, хотя есть и представители других муниципалитетов. Долгое время клуб базировался в доме культуры деревни Богослово городского округа Щелково, однако совсем недавно переехал во Фрязино, где реконструкторам предложили удобное и просторное помещение.
Один день на полигоне: как корреспондент «РИАМО в Щелкове» играл в страйкбол>>
Особенности владения мечом и щитом
В историческом фехтовании на мечах, как и в любом спорте, все начинается с разминки. Неразогретые мышцы легко травмировать. Помимо обычной разминки, состоящей из небольшой пробежки, упражнений на ноги и руки, много времени уделяется разминке кистей рук, поскольку на них ложится большая нагрузка.
Сначала – небольшой теоретический экскурс о владении мечом. Вообще, как объяснил Александр, меч был в то время достаточно дорогим оружием. Владели им в основном элитные профессиональные воины, а оружием простого бойца чаще всего был топор. Поэтому в археологических находках топоры попадаются гораздо чаще. Однако профессиональный воин не останавливался только на умении владеть мечом: чем дольше он был на службе, тем более разнообразные виды оружия он умел использовать.
«Стойки при фехтовании мечом зависят от положения клинка относительно тела и ног, в основном упор на правую ногу. В любой стойке основное внимание уделяется удержанию меча. Обычно угол между мечом и рукой составляет 90 градусов. Базовая техника владения мечом включает в себя удары и защиту. Удары отрабатываются по секторам – голова, туловище, ноги – и наносятся под углом 45, 90 и 180 градусов», – рассказал Александр.
Мне объяснили, что клинок меча разделен на зоны, основной ударной частью является последняя треть клинка. Эти удары имеют максимальную силу и позволяют работать на дистанции от противника.
В защите, наоборот, удары принимаются первой третью клинка, ближе к рукояти, чтобы при большой силе удара погасить инерцию клинка противника.
Важную роль в защите играет щит, который используется в двух положениях. В фехтовальной стойке щит держится на удалении от человека, на не полностью разогнутой руке. Он прикрывает руку, предплечье, плечо и позволяет одинаково быстро и эффективно закрывать как голову, так и ногу. В строевой стойке поле щита разворачивается фронтально к противнику, плюс он смыкается на ширину ладони со щитами соседей справа и слева. Это позволяет держать плотный строй.
Тренер «ВВА‑Подмосковье» про регби, «длинную лавку» и тренировки>>
От теории к практике
Потренировавшись и немного освоив стойку, правильное удержание меча и щита, удары клинком и градус его наклона, я был допущен к практике.
Сразу хочется отметить, что это далеко не просто. Прилично весит меч и еще больше – щит. Для того, чтобы провести хотя бы десять минут активного боя, нужно долго привыкать к их весу. У нетренированного человека руки начинают быстро уставать и неметь.
Поначалу все движения кажутся угловатыми, к тому же путаешься, когда нужно прикрываться щитом, а когда можно принять удар на меч.
Первый бой проходил как в замедленной съемке: при реальном фехтовании у меня не было бы шансов. Мой тренер намеренно открывал зоны, чтобы я мог достать его клинком, но даже это оказалось непросто. Пружиня на ногах и работая всем корпусом, он ловко уклонялся от моего клинка. При этом объяснял, из какого положения и под каким углом лучше нанести удар, чтобы достать противника, как отбить удар, чтобы мгновенно нанести ответный. Как развернуть лезвие во внешнюю или внутреннюю сторону, как передвигаться и не терять равновесие.
После первой тренировки стало понятно, что фехтование на мечах – это не просто искусство, а целая наука. Причем наука в прямом смысле слова, законы физики играют здесь первостепенную роль, на них построено множество комбинаций.
Освоить это за одну тренировку невозможно. Нужна практика и упорное повторение простейших стоек и ударов, и только когда азы будут получаться на автомате, можно переходить к более сложным элементам.
К концу нашей первой тренировки левая рука, держащая щит, начала сама собой опускаться, пришлось делать перерыв.
Для того, чтобы освоить простую базовую стойку и удары, требуется порядка месяца, рассказал мой тренер. За это время новичок закрепляет азы фехтования.
«Задача расшатать противника, заставить его дергаться, открываться, здесь работает весь корпус и все мышцы. Есть, конечно, ударники, они действуют не комбинацией, а одним точным мощным ударом. Но в основном применяется серия ударов», – пояснил Александр.
К слову, участники клуба не ограничиваются мечами, а используют весь спектр оружия того времени, тренируясь и на топорах, и на двуручном оружии. Также практикуется метательное оружие: луки и сулицы.
«Мы стараемся овладеть всем оружием. Допустим, топор на нашу эпоху – это универсальное оружие, и необходимость владения им была у каждого. У богатого воина зачастую был и меч, и топор. Боевой топор – грозное оружие. Техника владения топором отличается более сильными, размашистыми инерционными ударами: они больше дробящие, чем режущие, в отличие от меча. Топором прорубались щиты противника в строю, а рубяще-дробящее свойство наносило страшные увечья. Даже если кольчуга не прорублена, такими ударами можно повредить внутренние органы и раздробить кости», – рассказал реконструктор.
Пять веломаршрутов по Щелкову: зоны отдыха и исторические места>>
Полевой выход
«Мы практикуем походы, в том числе и однодневные, передвигаемся в полной военной выкладке, с заготовленными историчными продуктами, иногда с ночевкой. Это чтобы почувствовать быт полевого военного лагеря», – пояснил Александр.
Именно в такой выход я отправился с реконструкторами. Мы собрались пройти через лес на поляну, там разбить походный лагерь и потренироваться на природе.
Мне подобрали комплект одежды.
До места добирались на машине.
Странное ощущение – ехать на современном творении человечества в средневековой одежде, держа в руках меч.
Добравшись до леса, вытащили амуницию, в том числе поняги. Поняга – это жесткий каркас, что-то типа рамы туристического рюкзака, только сплетенная из веток дерева, к ней привязываются необходимые вещи: одеяло, посуда, фляга с водой, если холодно – теплый комплект одежды, дополнительное оружие, в общем, все, что нужно в походе. Вскинув поняги на плечи, мы зашли в лес.
У меня из всей амуниции с собой только щит и меч, но идти все равно тяжело. Дело даже не в весе, а в обуви. На мне, по сути, кожаные тапочки с мягкой подошвой, и передвигаться в них по лесу – сплошная мука. Это не пружинящие подошвы армейских ботинок или треккинговых кроссовок, здесь чувствуется каждая кочка, веточка, шишка, корень дерева – ощущения не из приятных.
Вскоре лесная тропа вывела нас на поляну, где запланирована тренировка.
10 лучших туристических мест в городском округе Щелково>>
Лесной лагерь
На мое удивление, лагерь был развернут чуть ли не за пять минут. Вот уже под треногой, на которой висит котелок, заполыхало пламя, бревна застелены шкурами, а все снаряжение распаковано.
Тренировка началась с метания сулиц. Глядя на то, как ловко с ними управляются реконструкторы, я решил, что в этом нет особой сложности. Однако мои первые попытки провалились: сулица летела так, как будто я играл в городки.
Затем я попробовал поработать с двуручным оружием. Бродэкс – по сути топор на полутораметровом древке. Как объяснил Александр, название «бродэкс» свойственно для скандинавских регионов, а на Руси было аналогичное оружие, именовавшееся секирой. Управляться с ним непросто, но мне очень понравилось.
Выжить любой ценой: сможешь ли ты?>>
«Здесь все настоящее»
День с реконструктарами принес массу положительных впечатлений. В реконструкции каждый может для себя постичь что-то новое или открыть какие-то таланты: столяра, кузнеца, плотника. Может научиться работать с древесиной, металлом, кожей, текстилем. Ведь реконструкция – это не только строевые баталии или фехтование. Это огромный пласт быта и культуры.
«Я в исторической реконструкции с 14 лет, сейчас мне 21. Пошел, потому что увлекался историей и мне представлялось, что интереснее будет не слушать ее на уроках, а прочувствовать ее на себе, в тех же походных условиях, воссоздать быт, одежду, боевую составляющую, – все это можно получить за счет исторической реконструкции и практики», – рассказал участник клуба Владимир Шагаев.
По словам руководителя клуба, историческая реконструкция привлекает людей своей первобытностью – тем настоящим, что можно испытать на себе.
«Здесь все, от походов до готовки пищи, настоящее и делается так, как делали люди в IX–XI веках. Это возможность прикоснуться к живой истории, почувствовать ее, окунуться в ту эпоху и открыть для себя много нового. Также это хороший способ разрядиться, уйти от обыденности и повседневности», – резюмировал Александр.